пятница, 11 июля 2014 г.

Тараканы! [единственный сольник лета в Ленинграде]: музей петербургского метрополитена

Что: Дай дарогу, Тараканы!
Где: Aurora Concert Hall, Санкт-Петербург
Когда: 02.07.2014
Спутники: Mulenti

Комментарии Mulenti выделены зеленым курсивом.



Музей метро находится на улице Одоевского в доме 29, буквально в 100 метрах от ближайшей станции метро Приморская. Прямо с  улицы попали в полупустое помещение, где справа от нас не было ничего, а слева - рамка металлодетектора, метротурникет и кабина дежурной с сидящей в ней тетушкой.

Я озиралась в поисках кассы, т.к. в Москве обычно даже осмотреться не дают, если у тебя нет билета. Но в музее петербургского метро, как и на мурманском ледоколе «Ленин» тебя сначала запускают внутрь, а потом уже просят купить билет.

Другая тетушка, вне кабины, завидев нас, махнула в сторону телефона, возле которого стояли две девушки, с кем-то о чем-то по нему пытающиеся договориться. Однако на том конце, не дослушав аргументацию девушек, повесили трубку. Тётушка с большим числом степеней свободы повелела всем отойти от телефона, медленно пройти через рамку металлодетектора [данная рамка поступила так же, как поступают аналогичные рамки на вокзалах: запищала на всех] и вертушку метротурникета. Все успешно преодолели эти задания, после чего тетушка пообещала препроводить нас в сам музей и действительно куда-то пошла. Мы покорно двинулись вслед за ней: прямо по коридору с бледно-голубыми стенами, затем свернули налево, и вновь прямо по аналогичному в плане цветовой гаммы коридору. Одна стена последнего была украшена рисунками детей сотрудников петербургского метрополитена – то были результаты проведенного конкурса на тему "Моя любимая станция. Метро будущего".


Девушки, шедшие с нами, завидев картины, принялись восхищаться художественному мастерству девятилетней девчушки и сокрушаться по поводу собственной неспособности нарисовать что-то подобное. После ряда детских рисунков предстояло вновь повернуть налево, преступить порог двери, с которого, собственно, и начинается музей. 
В плане помещений его можно разделить на три части. Сперва посетители попадают в предбанник, где с одной стороны развешаны стенды, информирующие о транспорте, предшествующем метро, а так же рассказывающие о том, как первоначально использовавшийся омнибус спустя годы вдруг трансформировался в подземный поезд. На противоположенной стене демонстрируются схемы конкретных реализаций метро в различных городах. В отдельный блок собраны все российские города, помимо Петербурга данной транспортной структурой обладающие [Москва, Омск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Казань].


Забавно, что схему московского метрополитена не дополнили открывшимися Новокосино, что на Калининской ветке, и трио станций на юге Люблинско-Дмитровской ветке]. Далее следовали слайды, посвященные наиболее примечательным метрополитенам по всему миру. Там, в частности, рассказывалось про Стокгольмский метрополитен, часть которого была прорублена в скалах, и администрация решила не скрывать этого факта, а всячески его использовать в оформлении станций. Нью-Йоркский метрополитен позиционируется как самый большой в мире. Лондонское метро примечательно тем, что оно было исторически первым воплощенным в реальности метропроектом – оно открылось 10 января аж 1863 года [в России к этому времени только два года как успели отменить крепостное право]. Но все это нам удалось рассмотреть лишь некоторое время спустя, поскольку ведущая нас тетушка уверенным стремительным шагом прошла по предбаннику и притормозила лишь во второй пространственной части музея, представляющей собой довольно большую комнату, весьма плотно заставленную витринами с экспонатами и стендами с информацией. Первое, что бросается при входе туда - огромная карта петербургского метрополитена слева с подсвеченными линиями: как построенными, так и проектируемыми.


Мое внимание привлекли планы на 4-ую линию: две станции приходились на странное заштрихованное добавление слева к Васильевскому острову, как будто там собираются делать насыпь. Последующий сёрфинг в интернете показал, что предположении не так уж и далеко от истины: данный проект называется «Морской фасад». Его суть заключается в расширении Васильевского острова в сторону Невской губы с целью создания там морского порта. И метро может оказаться весьма кстати для прибывающих издалека матросов. 
Все это тоже в подробностях было рассмотрено позже, а пока рядом с картой был помещен ноутбук, напротив которого на лавочке сидела группа детей с сопровождающими. За "пультом управления" ноутбуком восседал коренастый человек средних лет, который проводил виртуальный 3D тур по диспетчерской. Далее последовал рассказ про помещение, где располагаются моторы эскалаторов, который также сопровождался визуальной картинкой. Рассказчик сообщил, что по стандарту все эскалаторы движутся со скоростью 0.75 м/с и расположены под углом 30 градусов. Экскурсия уже подходила к концу, и преобладающие среди слушателей дети немного загрузились полученной от рассказчика информацией. Для того, чтобы закончить повествование на радостной ноте, он включил мультик про Масяню, где на примере поведения главной героини и её друзей в юмористической, разумеется, манере иллюстрируется длинный список того, что в метрополитене делать запрещено. Никогда не думала, что когда-нибудь этот список полностью будет пропущен через моё сознание: при попытке прочтения его на информационном плакате внимание вырубается уже пункте на пятом.



Познавательный мультик. Советую всем ознакомится.

Затем был показан забавный видеоролик про Irn-Bru, который рекламировали пингвины, вторгшиеся в метрополитен.


Заезженная реклама, которую katafalkа увидела в первых раз, хотя уже всему миру она успела поднадоесть. 

После экскурсия была объявлена законченной [т.е. мы поспели на самый завершающий фрагмент], пришедшим не к началу рассказа было предложено заплатить [с нас содрали меньше, поскольку мы пришли почти к концу] и дальше продолжать осмотр самостоятельно.

Никто с нас ничего не сдирал, мужчина интеллигентно поинтересовался, сколько мы послушали и взял сумму за данное количество времени. Думаю, в Москве взяли бы полную сумму, да еще и доплатить бы пришлось за опоздание.

Само же посещение музея оказалось бесплатным. Музей московского метрополитена в этом вопросе так же солидарен со своим ленинградским коллегой.

Удивительная щедрость московского музея, которая компенсируется неудобными часами работы.

Немного побродив по второй части музея, практически сразу спустились по лестнице, сделанной в виде эскалатора, вниз.


Там находилось несколько любопытных экспонатов. Особой популярностью пользовался экспонат, являющий собой часть вагона метро с доступом в кабину машиниста, в которой не возбранялось понажимать на все кнопки и поподнимать все имеющиеся там тумблеры.


Рядом стоял манекен-машинист,


недалеко от него за столом сидел манекен девушки-диспетчера.


Тут же располагалось ещё пара помещений, в одном из которых были представлены образцы разных сортов гранита и мрамора. Эти сорта используются для облицовки станций петербургского метрополитена.


Как следовало из информации рядом с экспонатами, некоторые станции оказались облицованы несколькими сортами одновременно.

Посетителей очень заинтересовала эта часть музея. Люди с живейшим интересом изучали, чем облицованы станции их метрополитена. 

Перед входом в помещение с гранитно-мраморной экспозицией располагаются витрины, демонстрирующие инструменты, которые использовались для строительства метро,



а так же элементы декора станций с советских времён. Мне особенно понравились стеклянные люстры с изображением на них коммунистических звезд.



На противоположенной от витрин стороне висели фотографии с изображением станций метро и людей в нём, которые присылались  желающими в рамках конкурса [или акции] "Встречаю весну в метро". Некоторые из представленных фотографий оказались довольно оригинальными.


Поднявшись обратно наверх, немного позависали около информационных стендов.

Перед тем, как подняться сделали фото в стиле  «всегда хотел это сделать в метро». Посидеть на эскалаторе – мечта, которая неосуществима в реальном метро из-за строгого запрета на подобные действия. Лично мне нарушать правила метрополитена не хочется, я помню эту историю про пожар в Лондонском метро, где людям слишком многое позволяли. Например, курить.




















Часть из них была посвящена насущей для Петербурга теме наводнений, мерам предосторожности против них и историям из жизни людей, непосредственно участвующих в устранении последствий этого стихийного действия.


Другой стенд сообщил, что датой открытия петербургского метрополитена является ноябрь 1955 года, когда в эксплуатацию была введена первая очередь от станции Площадь Восстания до станции Автово.


А рядом можно было ознакомится с копиями газетных публикаций того времени, освещавшими столь значимое для северной столицы событие.


Чтение статей советского периода - очень увлекательное занятие: многие советские журналисты виртуозно сочетали в себе способность качественно выполнять государственный заказ, донося до читателя основные идеи о силе и мощи существующего тогда строя и умение при этом в полную силу использовать бескрайние стилистические возможности русского языка. Поэтому с удовольствием прочитали вслух пару заметок на эту тему, и тут же попытались применить ее применительно к тематике блога. То, что экспромтом получилось, оказалось весьма забавным и при этом даже не лишенным смысла.

Если мы когда-нибудь начнем работать по госзаказу, нам будет, где черпать вдохновение!

Напоследок посмотрели витрину с подарками петербургскому метрополитену: там выставлены входные билеты других метрополитенов [разглядела там розовый жетон минского и голубой жетон киевского метро] и прочие сувениры.


В целом музей на меня произвел весьма приятное впечатление: вроде бы ничего сверхъестественного, но есть на что посмотреть, над чем понастольгировать и где порезвиться.


Уходя, попали на начало экскурсии, которую стали читать для новой группы пришедших. Тот самый мужчина средних лет очень приятным голосом стал рассказывать о славном городе Санкт-Петербурге и транспортном сообщении в нем, попутно задавая вопросы молодому поколению. Думаю, всем, кто решит посетить этот музей, надо непременно захватить экскурсию. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий