четверг, 10 июля 2014 г.

Эссе на тему "Слушая дебютный альбом группы POLIGON"

Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время,
человек же талантливый стремится его использовать.

Aртур Шопенгауэр

Дизайн обложки - Макс Кобзев www.spawnfall.ru 

Группа «POLIGON»
Альбом «Время»
Жанр: modern thrash metal
Дата релиза: 16 января 2014
Группа ВК: http://vk.com/thrash.poligon
Количество песен: 10


Группа POLIGON образовалась в 2003 году благодаря усилиям Константина Купцова и Дмитрия Костючика. В 2008 году к группе присоединился барабанщик Илья Власов, а в 2009 году бас-гитарист и бэк-вокалист Антон Гинзбург. Таким образом сформировался окончательный состав группы.




Фото: Бондарев Андрей


Атмосфера

Дебютный альбом POLIGON'а получил ёмкое название "Время", которое является отражением одной из магистральных тем, красной нитью проходящей через все треки альбома. Хотелось бы заметить, что само понятие "время" представляет собой сложную философскую категорию, осмыслить и понять которую на протяжении всей истории человечества пытались многие выдающиеся умы. Группа  POLIGON, обращаясь к столь вечной теме, сосредоточилась на самом трагическом для человека её аспекте: ограниченности времени, отпущенного для жизни. Затрагивание этого аспекта поднимает целый пласт смежных проблем, связанных с вопросами организации человеком своей жизни, с умением правильно расставлять акценты и с  наличием у него мировоззрения в принципе. 
Время, как известно, являет собой пример по-настоящему невозобновимого ресурса. Оно утекает ежесекундно: неумолимо и незаметно.  Человек об этом часто забывает, считая, что "Смерть - это то, что бывает с другими" [хотя, возможно, такой взгляд -  лишь защитная реакция рвущегося к жизни человеческого существа, для которого смерть является собой нечто неправильное, несправедливое и абсурдное]. Поэтому он не видит трагедии в том, чтобы что-то отложить в долгий ящик с надписью "все впереди" , пообещав себе сделать это когда-нибудь потом. Многие так и живут: завтрашним днем, мечтой о светлом будущем,  погрязая при этом в рутине "серых дней", и ничего не делая для того, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. 
В девяти собственных треках с альбома музыканты досконально рассматривают обрисованные выше проблемы, демонстрируют их со всех сторон, обстреливая при этом слушателя обоймой из безысходных слов и фраз, вроде "никогда", "не суждено", "не станешь", "не успел". Каждой строчкой будто привносится мазок чёрный краски на холст с изображением солнечного дня. Поэтому атмосферу, создаваемую всеми треками альбома, иначе как пессимистической не назовёшь. Любая песня с него, как суровый приговор, вынесенный бескопромиссно ["но того, что ты ждешь, уже не будет никогда" (с) 2. Никогда] и даже с некоторым злорадством ["знаешь, ничего не случится, если твоя жизнь прекратиться" (с) 5. Время не ждёт ]. 

Треки: текстовой аспект

Открывается альбом композицией 1. Психология жертвы. В ней слушателю демонстрируется психологический портрет "лирического героя" песен. Именно ему посвящены все последующие треки с альбома, именно его поведение и жизнь будут проанализированы с завидной дотошностью и именно ему будет вынесен неутешительный вердикт. Наверное, подразумевается, что слушатель должен проассоциировать образ героя песен с собой и сделать из этого соответствующие выводы. Что может оказаться не самым приятным занятием, ведь лирический герой здесь представляется в очень неприглядном свете.  Он обвиняется за страх встретиться с собственными проблемами лицом к лицу ["лишь завидев проблемы, всегда убегал"], за неспособность взять ответственность на себя ["все вокруг виноваты, ты один ни при чем"], за допускаемую им ложь ради собственного блага ["ради выгоды шёл на обман"]. А автор текстов песен выступает здесь в роли сурового обвинителя и обличителя, но никак не защитника. В песне с пугающим своей безысходностью названием 2. Никогда герою демонстрируется безрадостная перспектива его жизни. Ему безжалостно сообщается о том, что он ничего с этим поделать не сможет, ведь его " поступки ничего не решают", а сам он ничего из себя не представляет, ведь он попросту "как старый хлам", выброшенный "на мель". 3. Я здесь продолжает развивать тему ничтожности адресата ["бесполезны попытки не быть серой кляксой"], выводя ее на новый уровень - уровень межличностных отношений. В этом аспекте затрагивается проблемы людского эгоизма ["никому нет дела до кого-то другого"], неспособности и нежелания понять себе подобного ["каждый вокруг ... не хочет понять того, кто не будет жить, как мы и они"], люди представляются однородной массой, основная трагедия которых заключается в том, что "в серости дней они не видят беды". Песня интересна по построению: само ее название можно проинтерпретировать как робкую попытку индивида самоидентифицироваться, но дальнейший текст является холодной насмешкой над этой попыткой и ледяной констатацией ее бессмысленности и безнадежности как в близкой ["бесполезны попытки не быть серой массой"], так и в дальней перспективе ["как только умрешь, весь мир забудет"]. Песня 4. Не успел примечательна оригинальной манерой исполнения: часть ее пропевается спокойным голосом, другая часть - голосом, срывающимся на крик. При этом голоса звучат настолько непохоже, что создается впечатление, будто песня спета двумя разными людьми. В ней рассматривается неспособность героя правильно расставлять акценты, что приводит к распылению своих сил на "пустые стремления" вместо направления их в какое-то более продуктивное русло. В итоге "жизнь к концу подходит", а мечты так и остаются мечтами ["а все, что ты хотел, ты - не успел"]. Герой осуждается за свою инертность ["испугавшись успеть, так спешишь опоздать"] за нежелание посмотреть правде в глаза ["не хочешь смириться... , что теперь уже поздно чего-то менять"]. При этом на какое-то сострадание герою рассчитывать не приходится: исполнитель почти с упоением помогает ему лишь целиком осознать свое безвыходное положение до конца, указывая на то, что любой проблеск надежды - не более, чем иллюзия ["а свет в конце тоннеля - это поезд на путях"], а жизнь его представляет собой могилу, в которой он уже заживо похоронен. Ключевой строчкой следующей песни 5. Время не ждет является "Все уходит безвозвратно". В ней герою опять предписывается неспособность повлиять на ход своей жизни ["но не изменишь ничего"], которая все равно пойдет не так, как ему хочется ["кем стать хотел, не станешь ты"].  Название следующей песни 6. Каждый против всех может вызвать ассоциации с афоризмом, используемым Томасом Гоббсом для выражения сути своего учения о том, что люди по природе своей эгоистичны: "Homo homini lupus est" [''Человек человеку волк"]. В двух куплетах и припеве автор коротко возвращается к рассмотрению этого вопроса. В песне 7. Нищие духом слушателю чуть подробней рассказывается об окружении лирического героя, о том мире, в котором он существует. Это мир смещённых ценностей, в нём преобладает лицемерие, и форма оказывается здесь важнее содержания ["здесь твой костюм важнее тебя"]. Завершающая список собственных композиций группы POLIGON на данном альбоме песня 9. Такой же, как все перекликается с шестым треком с этого же альбома. С одной стороны, каждый противопоставляет себя своему окружению и враждебно к нему относится, но с другой, ничем от него не отличается. Лирический герой упрекается за бездумье, за то, что живёт инстинктами и не желает осмысливать происходящее с ним. За то, что выбирает самый ничтожный, но в то же время самый простой способ существования - "вторить воплям масс", "растворяться в серой толпе", действовать по уже знакомым шаблонам ["изливая потоки заученных фраз"].  Автор в своём стиле не собирается с ним нянчится, и под конец предлагает ему продолжать в том же духе ["словно слепой, блуждай в темноте"]. 
Если обобщить всё вышесказанное, то можно отметить, что рассмотренные восемь треков с альбома формируют образ лирического героя, который живет в мире лицемерия и лжи, источником которых зачастую сам же и является. Ранее у него были какие-то стремления и мечты, но ныне они уже почти забыты, он предпочитает рутину и серость бесполезным поискам чего-то большего. Этот выбор во многом обусловлен тем, что так проще, более того, так живут все вокруг него. Так же будет жить и он, и, может, лишь под конец жизни, когда придёт время подводить итоги, он задумается и поймёт, что, наверно, самый простой путь - не всегда самый оптимальный. Но будет уже поздно. Так что довольно грустная вырисовывается картина. Автор, видя такую ситуацию, рассказывает обо всё без прикрас, он выступает в роли обличителя, осуждающего, открывая глаза своего героя на то, что он и так в общем-то подсознательно, наверное, знает. Автор не даёт советов, как исправить ситуацию: он просто констатирует факты
Несколько особняком относительно общей концепции альбома стоит песня 8. Уходят навсегда. Здесь тёмный обвинительно-злорадный тон сменяется светлым ностальгическим, а второе лицо становится первым. Автор уже не обращается к кому-то, он говорит от себя. Эта песня - дань памяти товарищам, ушедшим из жизни слишком рано: ещё будучи полными сил и таланта. Разум осознаёт такое печальное устройство природы вещей и понимает, что ничего с этим поделать нельзя ["смерть всегда приходит незваной"], но сердце этого признавать никак не хочет и продолжает бессильно задавать вопросы ["скажи, зачем, объясни, почему те, кто лучше, уходят так рано?"].  Ответов оно не получает, и ему ничего не остаётся, кроме как помнить.
Пару слов отдельно хотелось бы сказать про десятую композицию с альбома, которая является кавером на песню группы Кино 10. Следи за собой. Символично, что группа решила добавить в свой альбом именно этот трек. Данная песня является одной из самых безысходных и пессимистических песен Виктора Цоя. И глобально по настроению она перекликается с песнями группы POLIGON, однако оттенок у неё другой. 10. Следи за собой - песня-предостережение, песня-совет в отличие от песен-приговоров POLIGON'a. Как раз советов [читай: демонстрации собственного понимания решения поднимаемых в песнях проблем] не хватает в текстах дебютировавшей группы. 
Музыканты умело подогнали музыку и манеру исполнения бессмертного хита Цоя под свой стиль, т.е "утяжелили" его. В итоге кавер получился очень неплохим: POLIGON смог привнести в него свои краски, не испортив при этом впечатление от исходной картины, а, напротив, вдохнув в неё что-то новое и свежее.

Оформление

Обложка альбома заслуживает отдельного рассмотрения. На ней изображен стремительно мчащийся из ниоткуда в никуда поезд, на котором многозначительно возвышается циферблат с выломанными стрелками. Образ этого локомотива призван метафорически проиллюстрировать неумолимый поток времени, сметающего все и вся на своем пути. Данное оформление смотрится очень эффектно и впечатляюще, достаточно емко при этом отражая смысловую часть альбома. Стоит отметить, что аллегория времени в виде поезда не является чем-то новым. К этому мотиву обращались и ранее. Особенно это было характерно для живописцев XIX века, живущих во время начала широкого распространения железных дорог. Эти люди своими глазами видели, как размеренная и неторопливая эпоха повозок и земледельцев сменяется эпохой скоростей и масштабов совсем другого порядка, аккомпанементом которой служили стук колес стремительно проносящихся локомотивов и шум отбойных молотков на недавно отстроенных мануфактурах. Именно к этому периоду относится картина английского художника Уильяма Тернера, с которой у меня практически сразу проассоциировалась [возможно, достаточно субъективно] обложка альбома группы POLIGON. Полотно носит длинное название [как это обычно и бывает у Тернера] "Дождь, пар и скорость - Большая Западная железная дорога". 



Конечно, здесь смысловой акцент сделан скорее на демонстрации контраста эпох: уходящей и неумолимо наступающей, но изображенный на картине поезд вполне поддается трактовке в указанном выше временном ключе. Однако данная ассоциация нисколько не умоляет дизайнерского решения для данной обложки: оформителю весьма успешно и грамотно удалось приспособить имеющий уже свою историю образ локомотива к целям, преследуемым группой POLIGON. Это привело к тому, что обложка здесь является важной составляющей альбома, столь тесно вплетенной в его концепцию, что полноценное впечатление об альбоме можно составить лишь с ее учетом.

Музыка

Музыка с данного альбома обладает потрясающей внутренней энергетикой и силой, но при этом она очень органично подчеркивает пессимистическую атмосферу альбома. Ее мрачные и декадентские мотивы в сочетании с быстрым ритмом с одной стороны служат очень подходящим аккомпанементом для безысходности, которой пронизана вся лирика альбома, но, с другой, представляет собой весьма самостоятельную и самодостаточную структуру, которая не потеряет своего значения, если убрать текст. Во многих песнях присутствуют цепляющие проигрыши. Это приводит к тому, что музыку оказывается нескучно слушать: она захватывает внимание с первого и до последнего аккорда.
Кроме того, следует отметить, что музыка, как и следовало ожидать, играется  мощно. Порой столь мощно, что силы голоса вокалиста зачастую не хватает, чтобы ее перекричать. Это приводит к тому, что некоторые песни с первого раза расслышать не получается [особенно это относится к 7. Нищие духом и 9. Такой же, как все]. Позволю себе высказать мнение, что данный факт кажется некоторой недоработкой, на которую в дальнейшем следует обращать внимание.

Ассоциации

Поскольку альбом "Время" является дебютным для группы, то сравнивать его с предшествующем творчеством данного коллектива не представляется возможным. В этом контексте здесь можно говорить лишь о влияниях и у возникающих во время прослушивания ассоциациях.  Ассоциации, разумеется, возникают. POLIGON  часто сравнивают с повидавшем виды коллективом Чёрный Обелиск, подразумевая похожесть абсолютно во всём. На мой взгляд, это весьма поверхностное впечатление. Влияние Чёрного Обелиска, безусловно, присутствует, но оно наблюдается лишь в текстовой и смысловой составляющей песен. Тема беспомощности человека перед миром в целом и будничным однообразием в частности, которой посвящён весь альбом "Время", являет собой один из излюбленных мотивов в творчестве Чёрного Обелиска. Манера подачи основных идей тоже кажется очень схожей. Возможно, это случайность, но порой проскальзывают даже одинаковые слова ["разум костенеет" Никогда, POLIGON и "мечты окостенеют" Меч, Чёрный Обелиск]. А вот музыку этих двух коллективов, как мне кажется, отождествлять уже нельзя. Можно сказать, что POLIGON'у практически удалось сформировать свою индивидуальную манеру игры. Она более напористая, да и музыка потяжелее, чем у Чёрного Обелиска. В этом плане возникают некоторые ассоциации с музыкой группы Rage.

Вердикт

Подводя итог, можно сказать, что в целом альбом оставляет весьма приятное впечатление. Чувствуется, что подход к его записи был очень ответственный, что вылилось в достойный результат. По поводу музыки и оформления практически нет никаких претензий: для дебютного альбома более чем качественно и профессионально. По поводу текстов присутствует разве что интерес, в каком направлении группа двинется дальше. Ожидать ли от них второго альбома в уже хорошо разработанном ими на примере первой пластинки духе беспросветного шопенгауэровского пессимизма? Или всё же однобокие безысходные тексты примут более выпуклый и зрелый диалектический окрас? А, может, тематика второго альбома отойдёт от проблем отдельно взятого человека и приобретёт социальную направленность? В любом случае лишь время покажет, как всё повернётся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий