вторник, 13 января 2015 г.

Тульский областной художественный музей

Иллюстрации: из Интернета и авторов
Сайт музея: Тульский областной художественный музей 



Тульский областной художественный музей [который до 2013 года назывался Тульским музеем изобразительных искусств, о чём до сих пор сообщает надпись при входе] располагается по адресу ул. Ф. Энгельса, 64, т.е., если верить картам, находится на территории замечательного городского парка имени П.П. Белоусова. Строение, в котором находится музей, выглядит весьма внушительным и геометрически правильным, так что больше напоминает здание администрации, чем хранилище произведений искусства. 



Здание состоит из трёх этажей, на каждом из которых располагаются картины определённого отдела коллекции музея: отдел современного искусства, отдел русского искусства и отдел западноевропейского искусства. Заплатив указанную тут  сумму и сдав вещи в находящийся на цокольном этаже гардероб, можно приступать к осмотру картин. Первый этаж [а, точнее, одно его крыло – второе, то, что слева от входа, в момент нашего прихода не функционировало] посвящён современному искусству. Здесь можно увидеть работы таких мастеров авангарда как Василия Васильевича Кандинского, 


В.В.Кандинский. Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. 1919

Петра Петровича Кончаловского и Каземира Севериновича Малевича ,


К.С.Малевич. Суперматематическая композиция. Этюд. 1915-1916

а также и работы, изображающие не такие абстрактные понятия. Мне больше всего запомнилась работа Александра Александровича Дейнеки «Бег»: 


А.А.Дайнека. Бег. 1932

На этаже располагается несколько скульптур, среди которых наиболее примечательная работы Голубкиной Анны Семёновны: та, что изображает Льва Николаевича Толстого, погружённого в думы:


А.С.Голубкина. Портрет Льва Николаевич Толстого, русского писателяю 1927

Во время нашего посещения музея, на первом этаже проходила выставка под названием «Зимние фантазии», в рамках которой экспонировались работы современных провинциальных художников на зимнюю тематику. 
Второй этаж демонстрирует зрителю русское искусство до XX века. Здесь представлено несколько работ Айвазовского Ивана Константиновича, в частности «Сигнал бури»:


И.К.Айвазовский. Сигнал бури. 1851

портреты кисти Тропинина Василия Андреевича, Крамского Ивана Николаевича, Мясоедова Григория Григорьевича. Среди представленных работ последнего из упомянутых художников можно увидеть и его весьма мрачный автопортрет: 


Г.Г.Мясоедов. Автопортрет. 1870

Была рада увидеть пару картин кисти своего любимого художника Николая Николаевича Ге, например «Портрет А.И.Слюсаревой (Гапка с волами)» :


Н.Н.Ге. Портрет А.Г.Слюсаревой (Гапка с волами). 1875

Произвёл достаточно сильное впечатление и неизвестным мне ранее художник Жуковский Станислав Юлианович своими работами «Брошенная терраса» :


С.Ю.Жуковский. Брошенная терраса. 1911

и «Старая деревня»:


С.Ю.Жуковский. Старая деревня. 1909

На досуге немного поизучала творчество этого художника. Исчерпывающую коллекцию его работ можно найти здесь. Жуковский - очень атмосферный художник: он любил рисовать безлюдные пейзажи, которые в то же время были оставлены людьми совсем недавно и ещё хранят о них память. Таким своеобразным образом Жуковский передавал мотив одиночества. Примечательно, что он использовал при этом яркие краски, и поэтому его картины привлекают в первую очередь колористикой.  
При подъёме со второго на третий этаж можно увидеть скульптуру Церетели «Добро побеждает зло» [которая выглядит как Георгий Победоносец, пронзающий змия], - она не очень крупная. 
Сам же третий этаж посвящён западноевропейскому искусству. В коллекции музее содержится очень любопытное полотно, ради одного которого этот музей стоит посетить. Речь идёт о картине Луджио Премацци «Миланский собор»,


Л.Премацци. Миланский собор. 1846

которая поражает и своим размером, и техникой, и фантастической прорисовкой деталей, которая, впрочем, всегда была отличительной чертой этого художника. Несмотря, что большая часть наследия Премацци составляет изображение интерьеров, периодически он писал и экстерьеры, в том числе экстерьеры, включённые в пейзажи. Помимо «Миланского собора» можно упомянуть такие его картины [уже не из коллекции Тульского музея], как «Вид Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы»


Л.Премацци. Вид Нового Эрмитажа с Миллионной улицы. 1861

и «Остров рыбаков на Лаго Маджоре»:


Л.Премацци.Остров рыбаков на Лаго Маджоре. Вторая половина XIX века

Помимо работы Премацци здесь можно увидеть работы итальянской, голландской и французской школ XIV-XIX веков. Французы и итальянцы традиционно изображают античные 


Джордано Лука. Антиох и Стратоника.

либо религиозные сюжеты 


Лесюэр Эсташ. Благовещение. 

а голландцы ещё иногда радуют натюрмортами: 


Ян Вонк. Битая птица. 1656.

Подводя итог могу сказать следующее: несмотря на то, что Тульский областной художественный музей является, по сообщению Википедии одним из крупнейших областных музеев, большого впечатления он на меня не произвёл. И видимо, не только на меня: насколько удалось понять, музей не очень популярен среди туристов, поскольку многочисленные отчёты в блогах о его посещении отсутствуют как класс. Его коллекция, безусловно, богатая и разнообразная, но сам музей не слишком уютный: слишком много прямых линий, практически отсутствуют ветвящиеся ходы в разные комнаты, нет ощущения лабиринта, которым обеспечивают посетителя большинство музеев. Но перед силой изобразительного искусства эти мелочи, безусловно, несущественны.   

Ссылки по теме:

Едем в Тулу! 
ДЕНИКИН СПИРТ тульского разлива

Комментариев нет:

Отправить комментарий